Защищено: Сессия 3. Основы православной культуры (Очное отделение)

Лекция и дополнительные материалы Основы православной педагогической культуры (Священник Иоанн Парамонов)

Рекомендации по самостоятельному изучению модуля «Основы православной педагогической культуры»

Актуальность создания и реализации учебной дисциплины (модуля) «Основы православной педагогической культуры» обусловлена необходимостью оказания методической поддержки педагогам, работникам приходских библиотек в совершенствовании образовательно-воспитательной среды в конфессиональных учебных заведениях, православных приходах, духовно-просветительских центрах. Современный педагог, организатор досуга, библиотекарь должен владеть инструментами организации воспитательной работы, укрепляя влияние сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях морального оздоровления общества. В курсе акцентируется внимание на то, что в современных условиях содержание воспитательного процесса должно основывается на отечественных духовных традициях, нравственных приоритетах и идеалах, моральных нормах, хранимых в религиозных (православных) и культурных традициях многонационального народа России.

Цель изучения дисциплины – дать слушателям общее представление о специфике педагогического взаимодействия школы и Русской Православной Церкви в контексте педагогической культуры.

Задачи дисциплины:

  • повышение общей религоведческой культуры;
  • формирование целостного представления о феномене церковно-педагогического взаимодействия как необходимого инструмента духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
  • приобретение опыта анализа собственной педагогической деятельности с позиции православной культуры и отечественной философско-педагогической мысли.

Основные темы изучаемой дисциплины: Православная педагогическая культура в контексте развития отечественной школы и социокультурной деятельности Церкви. Социально-педагогическое служение Русской Православной Церкви. Православно-ориентированное образование в современной России.

Становление и развитие теоретической мысли в православной педагогической культуре России. Педагогически идеи религиозно-нравственного развития личности в учительной литературе и церковно-педагогических трудах отцов Русской Православной Церкви. Философско-историческое и антропологическое обоснование идеалов православной педагогической культуры в трудах русских религиозных философов. Формирование научно-педагогического знания в контексте православной педагогической культуры.

Теория организации педагогического процесса в православной культурной традиции. Антропологические основы православной педагогической культуры. Воспитание, обучение, развитие личности в контексте православной педагогической культуры. Принципы организации педагогической деятельности в православной культурной традиции. Религиозно-нравственное воспитание личности в православной педагогической культуре.

Семья и учитель в православной педагогической культуре. Православные основы устроения семьи и семейного воспитания. Этика педагогических отношений в православной педагогической культуре.

Организационные рекомендации по изучению дисциплины (модуля)

Для обеспечения систематической и регулярной работы по изучению дисциплины и успешного прохождения промежуточных и итоговых контрольных испытаний (тестирования) слушателю рекомендуется придерживаться следующего порядка обучения:

  1. Самостоятельно определить объем времени, необходимого для проработки каждой темы.
  2. Регулярно изучать каждую тему дисциплины, используя различные формы индивидуальной работы.

При подготовке к тестированию выделите в вопросе главное, существенное (понятия, признаки, классификации и пр.), приведите примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

  • содержанием дисциплины;
  • учебными пособиями, а также электронными ресурсами;
  • критериями оценивания результатов тестирования.

После этого у вас должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Помните, только систематическая самостоятельная работа позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена (теста).

Слушателям необходимо познакомиться с материалами, представленными в лекциях и презентации, а также выполнить практические задания.

Для организации духовно-просветительских мероприятий на приходе или в благочинии рекомендуется обратиться к опыту Первоуральского благочиния Екатеринбургской епархии, представленном в монографии священника Иоанна Парамонова «Религиозное образование и катехизация в благочинии: инновационные аспекты деятельности» .

Методические рекомендации к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся является важным аспектом освоения содержания каждой дисциплины, и как следствие образовательной программы повышения квалификации.

В данном разделе предлагается учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся, которое выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельное изучение тем/разделов дисциплины.

Основу работы при самостоятельном изучении тем/разделов дисциплины составляет работа с учебной и научной литературой, с Интернет-ресурсами. Последовательность действий, которых целесообразно придерживаться при работе с литературой:

  1. Сначала прочитать весь текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного).
  2. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
  3. Чтение желательно сопровождать записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах:
    • Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
    • Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
    • Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
    • Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
    • Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.

Различаются четыре типа конспектов.

  1. План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
  2. Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
  3. Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
  4. Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.

Конспект лекций

Основы православной педагогической культуры

1. Педагогическая культура

Педагогическая культура есть совокупность социально и культурно обусловленных принципов приобщения людей к социально значимым знаниям, функционирующая в рамках единого проблемного поля, имеющего свои исторические корни, отражающиеся в идеалах, ценностных ориентациях, традициях общества, реализация которых приводит к самоутверждению и профессиональному становлению. В связи с этим проблема педагогической культуры заключается в выстраивании системы координат, обеспечивающей современное видение образовательного процесса как процесса культуротворчества.

Педагогическая культура учителя есть системный комплекс оснований для творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу и создание культурных ценностей и технологий.

2. Православная педагогическая культура – часть общемировой и национальной культуры, особая сфера педагогических ценностей, включающая теоретические представления о духовно-развивающей деятельности, а также опыт религиозно-нравственного воспитания и обучения личности. Развитие православной педагогической культуры осуществляется в постоянном процессе создания и накопления духовно-педагогических ценностей и традиций, сохраняющих нормативное и актуальное значение вне зависимости от давности своего появления. Оно обеспечивается взаимодействием таких институтов общества, как семья, православные образовательные учреждения и Церковь, а также совокупностью педагогических взглядов, идей, теорий в их взаимосвязи с основными положениями православного вероучения.

Методологическое обоснование религиозной (православной) педагогической культуры определяют следующие исходные положения:

  • историко-педагогические положения о развитии мирового образовательного пространства в контексте культуры; о возникновении и оформлении разнообразных видов педагогической культуры в связи с взаимодействием образования с различными типами культуры;
  • культурологические положения о существовании религиозного типа культуры, характеризуемого наличием священной (сакральной) составляющей; о порождении каждой религиозной культурой специфических образовательных традиций, передающих опыт социокультурной практики и духовной жизни.

3. Структурными компонентами православной педагогической культуры, обеспечивающими целостность ее концептуально-теоретического представления и научного анализа, являются:

  • мировоззренческий,
  • категориально-понятийный,
  • функциональный,
  • организационно-педагогический, включающий описание принципов организации педагогической деятельности, ее содержания, методов и средств.

Православная антропология выступает в роли мировоззренческого компонента православной педагогической культуры, детерминирует интерпретацию основных педагогических категорий и особенности организации педагогической деятельности. Представления православной антропологии о человеке как образе и подобии Божием, его телесной, душевной и духовной жизни, о первичности опыта богообщения личности, ее экзистенциальной вовлеченности и сотериологической устремленности обусловливают:

  • нацеленность педагогической деятельности на спасение и нравственное назидание личности, трехсторонний характер воспитания (воспитание человека Богом, самовоспитание, воздействие на человека других людей) и другодоминантность его ориентации (служение Богу и человеку), приоритетность религиозно-нравственного воспитания, уровни и соответствующие им средства его организации: сакральный, передающийся «невербализуемым» знанием путем предоставления воспитаннику возможности приобретать личный опыт христианской жизни в семье или в церковной общине, участвовать в богослужениях и церковных таинствах; знаниевый, допускающий вербализованное педагогическое воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности путем религиозного просвещения воспитанника; нравственно-ориентированный, предполагающий развитие эмоциональной сферы воспитанника и включающий его в социально-милосердную деятельность;
  • направленность организации педагогической деятельности принципами: христоцентричности; воцерковления; воспитания к свободе; принятия ребенка как образа и подобия Божьего; воспитания индивидуальности; сочетания иерархичного и всестороннего развития личности; личного примера и согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы; послушания; раскрытия православия как радостной полноты жизни во Христе; культуросообразности.

4. Специфика теоретического знания в области православной педагогической культуры заключается в одновременном существовании двух взаимодополняющих и взаимовлияющих направлений педагогической мысли – церковно-педагогического, представленного святоотеческими трудами, и научно-педагогического знания, общей теоретико-методологической основой которых выступает теологическое учение, включающее православную антропологию.

5. Динамика теоретической мысли в области православной педагогической культуры в России связана с последовательным появлением предпосылок ее институирования в современное научно-педагогическое знание: древнерусской учительной литературы, содержащей библейские элементы и заимствования из сочинений святых отцов Восточной церкви (сборники поучений, летописи, жития святых); святоотеческих трудов лиц духовного звания, опирающихся на Священное Писание и опыт, в том числе личный, организации духовной жизни; антропологических и культурологических концепций русских религиозных философов, сформировавшихся на основе святоотеческой мысли; педагогических идей и теорий архиеп. Евсевия (Орлинского), Н.И. Ильминского, К.П. Победоносцева, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, К.Д. Ушинского, сщмч. Фаддея (Успенского) и др., вобравших новозаветные идеалы, святоотеческие идеи и религиозно-философское знание; православно-педагогической парадигмы теории воспитания в среде русского зарубежья.

В результате исторического взаимодействия Русской православной церкви, семьи и отечественной системы образования сложились следующие инвариантные характеристики православной педагогической культуры как сферы профессиональной деятельности в России: нацеленность обучения на удовлетворение религиозно-нравственных потребностей личности; синтез «веры и знания» в содержании обучения; организация воспитания и обучения как целенаправленного способа интериоризации ценностей православного вероучения и культуры; взаимосвязанность и взаимодополняемость воспитательного воздействия педагога и священника (духовно-педагогическое наставничество); ориентация на создание культурных образцов общественной жизни, передачу социокультурного опыта и межпоколенных отношений через учебно-воспитательную, духовно-развивающую, социально-педагогическую и культурно-просветительскую деятельность православных монастырей и приходов, сохранение традиций устроения, быта и жизни православной семьи.

6. Современный ренессанс православной педагогической культуры в России характеризуется духовно-просветительским, социально-культурным и научно-методическим направлениями интеграции в социокультурное пространство России. Значение для общественной жизни современной России православной педагогической культуры определяется ее функциями:

  • теоретическими: изучение, описание и объяснение имеющегося педагогического опыта взаимодействия Церкви, семьи и образовательных учреждений; исследование, диагностика состояния и прогнозирование педагогических явлений в области православной культуры, эффективности деятельности педагога, действующего в рамках данной культуры;
  • практическими: обеспечение трансляции ценностей православного вероучения и культуры в социально-педагогическую сферу; проектирование и разработка учебно-методических материалов для педагогической деятельности в контексте православной педагогической культуры; преобразование образовательной практики путем интеграции достижений научных исследований и традиций православной педагогической культуры; оценка и коррекция практики.

7. В настоящее время наблюдается повышенный интерес ученых к исследованию образовательного пространства в контексте общей и мировой культуры. В работах Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, А.С. Запесоцкого, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой и других отмечается, что рассмотрение культуры в качестве социально-антропологического и собственно педагогического явления позволяет изучать педагогическую деятельность на общекультурном фоне, исследовать ее факты и явления в русле интеграции педагогики и культуры. С точки зрения идей аксиологической концепции (Е.И. Артамонова, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), культура понимается как духовный компонент всякой деятельности, специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого. Идеациональный тип культуры по П.А. Сорокину имеет в своей основе сверхчувственные духовные ценности, истины веры и тесным образом связан с религией. Религиозная духовность рассматривается исследователями в качестве базиса развития религиозной культуры. В ней в роли священного (сакрального) выступает сверхъестественная реальность, а ядром является богослужебная деятельность.

Каждая религиозная культура вырастала в определенных условиях, творя свою историю, вырабатывая свой язык, мировидение и традиции, в том числе в сфере образования. Более тысячелетия в России развивалась православная культура, в которую были включены хозяйство, искусство, право и политика, педагогическая мысль, профессионально-педагогическая и социально-ориентированная деятельности. Связь православной культуры с образованием и педагогикой позволяет говорить о существовании в отечественном социокультурном пространстве феномена православной педагогической культуры.

Несмотря на многовековое развитие православно-педагогической мысли в святоотеческой, философской и научной литературе, накопленный опыт организации практической деятельности, к настоящему времени само понятие православной педагогической культуры еще не получило должного научного осмысления и не вошло в категориальный аппарат педагогики и других гуманитарных наук. Концептуальное представление этого феномена потребовало следующей схемы его исследования: первичный анализ – первичный синтез – вторичный анализ – вторичный синтез. Первичный анализ состоял в исследовании православной педагогической культуры в методологической области. Его результатом стало выявление исходных теоретических положений, необходимых для определения понятия «православная педагогическая культура» и его структуризации.

Первичный синтез включал в себя идентификацию объекта исследования и конкретизацию предметной области. Изучение православной педагогической культуры в качестве объекта научного знания позволило, во-первых, констатировать ее преемственность с новозаветными и ветхозаветными педагогическими традициями. Было выявлено, что эта преемственность проявляется в неизменной направленности педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности. Поэтому основным предметом педагогической деятельности в православной педагогической культуре является духовно-нравственное воспитание индивида. Семантико-терминологический анализ, направленный на выявление смысла понятий «духовность» и «нравственность», устанавливает, что, поскольку православная культура теоцентрична, то и данные понятия трактуются в ней в связи с направленностью личности на Абсолютные ценности. Поэтому духовно-нравственное воспитание в православной педагогической культуре ориентировано вертикально к Абсолюту, что синонимично понятию «религиозно-нравственное воспитание».

Обращение к системному подходу (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.С. Каган, В.П. Кузьмин, Н.В. Кузьмина и др.) позволяет представить православную педагогическую культуру как систему, идеально-типический предмет научно-педагогического исследования и обосновать совокупность компонентов, входящих в ее структуру: мировоззренческий, представленный православной антропологией как педагогически ориентированной теологической теорией, категориально-понятийный, организационно-педагогический, включающий характеристику принципов организации педагогической деятельности, ее содержания, методов и средств, функциональный, описывающий «круг деятельности», значение православной педагогической культуры.

Характеристика концептуально-теоретических основ православной педагогической культуры потребовала рассмотреть взаимовлияние и установить взаимосвязь между выявленными компонентами. Использование феноменологического подхода в научно-педагогической области исследования православной педагогической культуры позволило сосредоточиться на описании форм религиозной активности (ритуалов, символов) и раскрытии их роли в педагогическом процессе, исследовании форм религиозной жизни. Было установлено, что религия, вступая в сложное взаимодействие с наукой при изучении и описании православной педагогической культуры, придает последней сакральный характер. При рассмотрении проблематики соотношения научного и религиозного знания в качестве теоретико-методологической основы исследования были использованы работы В.Г. Безрогова, В.В. Знакова, Т.В. Скляровой и других.

Исходя из идеи об антропологической детерминированности педагогики (Б.М. Бим-Бад, прот. В. Зеньковский, В.И. Максакова, К.Д. Ушинский и др.), при исследовании концептуально-теоретических основ православной педагогической культуры был выделен мировоззренческий компонент. В работе он представлен рядом положений православной антропологии, согласно которым выстраивается аксиологическая составляющая православной педагогической культуры с собственным пониманием особенностей воспитания, развития и обучения личности, выработанным многовековым опытом и основанным на библейском видении человека и мироздания. Анализ основных положений православной антропологии позволил констатировать, что она детерминирует категориально-понятийный аппарат и оказывает влияние на содержание организационно-педагогического компонента православной педагогической культуры.

8. Важнейшей проблемой православной антропологии является проблема спасения личности. Спасение зависит от того, как пройден человеком земной путь, от степени развития его духовно-нравственных качеств. Проблема спасения определяет цель педагогической деятельности в контексте православной культуры – подготовить ребенка к вечной жизни и жизни на земле. Педагогическая деятельность в данном аспекте направлена на интериоризацию воспитанниками Абсолютных ценностей. Она выстраивается на основе определенных принципов, отражающих ценностные установки, изложенные в православном вероучении и православной антропологии.

9. Принципами организации педагогической деятельности в контексте православной культуры являются:

  • принцип христоцентричности, или уподобления Иисусу Христу как высочайшему нравственному идеалу для подражания, ориентируясь на который человек может совершать духовную и нравственную работу над собой;
  • принцип воцерковления, предполагающий создание условий для вхождения личности в литургическую жизнь Церкви, необходимую для покаяния, борьбы со страстями, преображения, примирения и соборного единения с другими индивидами;
  • принцип воспитания к свободе, вытекающий из положения православной антропологии об обусловленности сохранения первостепенной для христианина свободы воли его пребыванием в добре. Он требует от наставника такой организации педагогической деятельности, которая способствовала бы усвоению ребенком дара внутренней свободы, что возможно через организацию его духовной жизни;
  • принцип принятия ребенка как образа и подобия Божьего, который выводится из положений православной антропологии об уникальном личностном начале – образе Божием в человеке и его возможности богоуподобления. Осознание этих положений нацеливает педагогическую деятельность на позицию любви и уважения другого как образа Божьего, раскрытие в нем богоподобных качеств;
  • принцип воспитания индивидуальности, вытекающий из предыдущего и означающий, что в педагогической деятельности, направленной на развитие личности, важен как индивидуальный подход к детям, так и раскрытие их индивидуальности, что возможно лишь при осмысленном принятии педагогом каждого ребенка, любви и уважения по отношению к нему;
  • принцип сочетания иерархичного и всестороннего развития личности, вытекающий из положения об иерархическом устроении человека в православной антропологии (дух, душа и тело), который предполагает создание условий для организации духовной жизни личности в силу главенства духа и всестороннее развитие, предусматривающее нравственное и физическое воспитание личности;
  • принцип личного примера и согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы, важный для исполнения заповедей христианина, из которых главными являются любовь к Богу и ближнему как к самому себе. Научение любви возможно только личным примером. К этому призваны родители и воспитатели, которые могут, действуя сообща, являть этот образ жизни;
  • принцип послушания, означающий воспитание «чувства сыновства». Воспитательное воздействие нацелено на научение ребенка терпению и смирению, проявляющихся в способности справляться с самим собой и обстоятельствами, учитывает свободу и развивает собственную волю ребенка;
  • принцип раскрытия православия как радостной полноты жизни во Христе, обусловленный православным представлением о существовании вечной жизни. Он предполагает организацию педагогической деятельности, которая готовит детей не только к земной, но и к вечной жизни, способствует радостному восприятию детьми мира и Церкви;
  • принцип культуросообразности, предполагающий передачу подрастающему поколению основ религиозной культуры в формате, адекватном времени и обстоятельствам жизнедеятельности воспитанников.

Учение православной антропологии о поврежденности природы человека первородным грехом диктует необходимость рассматривать в качестве основного предмета педагогической деятельности воспитание личности. Назначением человека, согласно православной антропологии, является обожение, означающее не самовозвеличивание, но устремленность к идеалу, воплощенному в Иисусе Христе. Соответственно воспитание становится нацеленным на раскрытие изначально заложенного в человеке образа Божьего, на преображение его личности. Исходя из этих предпосылок, воспитание в контексте православной педагогической культуры определено как специально организованный, управляемый и контролируемый процесс взращивания, поддержки ребенка и взаимодействия с ним, нацеленный на возрождение, освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от пороков. Обожение человека имеет специфическую особенность. Оно может осуществляться благодаря двум взаимно направленным устремлениям: благодатному Божественному воздействию и человеческому желанию, усилиям этот дар приобрести. Поэтому в православной педагогической культуре воспитание зиждется на синергии человеческих психофизических сил (процесс самовоспитания), благодати Божией (воспитание, взращивание человека Богом), а также воздействии на человека других людей (родителей, педагогов, общества в целом) в процессе оказания ими поддержки ребенку и взаимодействия с ним.

10. Христианская заповедь о любви к Богу и ближнему, положение православной антропологии о том, что полнота человеческой жизни состоит в общности, соработничестве человека с Богом, другим человеком и миром в целом обусловливают другодоминантность ориентации воспитательного процесса в контексте православной педагогической культуры. Это ориентация на понимание воспитуемым важности служения Богу и человеку, что на практике выражается в приучении ребенка думать и заботиться о других. Основой взаимодействия участников воспитательного процесса в данном случае выступает соборность как духовное единение, в котором индивидуальность не подавляется, но развивается на духовной основе. Подобная духовная интеграция преодолевает обезличенность коллективизма и негативность индивидуализма для общества. Соборность воплощается в духовной жизни Церкви, семьи и православной школы.

11. Приоритетность религиозно-нравственного воспитания личности в православной педагогической культуре потребовала исследования и раскрытия организационно-педагогических условий его реализации. В структуре религиозно-нравственного воспитания целесообразным является выделение трех иерархически выстроенных уровней:

  • Сакрального;
  • Знаниевого;
  • Нравственно-ориентированного.

Сакральный уровень определяется неповторимостью православной религии. Способами его реализации являются: следование христианским заповедям, воспитание чувства благоговения и почитания святынь, участие в богослужениях и церковных таинствах, церковная и домашняя молитва, литургический пост, покаяние, которые передаются «невербализуемым» знанием. Основой педагогической деятельности на данном уровне является предоставление воспитаннику возможности приобретать личный опыт христианской жизни в семье или церковной общине, участвовать в богослужениях и церковных таинствах.

Религиозно-нравственное воспитание, реализуемое на знаниевом уровне, допускает и требует вербализованного педагогического воздействия как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности. Основным средством его осуществления является предоставление воспитаннику возможности получать необходимые религиозные знания, умения и навыки. На знаниевом уровне происходит интеллектуальное и эмоциональное осмысление мира человеком, складывание определенного миропонимания, на сакральном – осмысление, рефлексия души, определенные волевые усилия личности, приводящие ее к новому уровню духовного состояния. Основными способами реализации нравственно-ориентированного уровня являются нравственное научение и включение ребенка в активную деятельность, развитие эмоциональной сферы как умения познавать чувствами. Эти способы направлены на формирование у личности нравственных отношений к родине, семье, обществу, умения и желания творчески трудиться, беречь и охранять природу и т. п.

Согласно православной антропологии, дух и тело имеют взаимное влияние. Поскольку человек есть одно целое, воспитание духа во многом зависит от воспитания тела и, наоборот, состояние тела зависит от состояния духа. Поэтому в православной педагогической культуре не отвергается важность телесного воспитания, но подчеркивается необходимость его подчинения религиозно-нравственному воспитанию личности. Традиционно основными направлениями телесного воспитания ребенка в православной педагогической культуре являются: воспитание воздержания к собственным потребностям; сохранение здоровья; развитие крепости тела, выносливости, ловкости через стимулирование учащихся к занятиям физкультурой; воспитание независимости от внешних влияний; развитие навыков к деятельности и т. п.

12. В православной педагогической культуре находят обобщенное отражение практический опыт профессиональной педагогической и социокультурной деятельности, теоретические представления о ценностях образования и воспитания, требованиях к образовательно-воспитательным процессам и педагогическому взаимодействию. Судя по характеру этих проявлений, православную педагогическую культуру целесообразно рассматривать:

  • как сферу теоретического знания, включающую педагогические концепции, теории, нормы, ценности, идеи. Эта часть православной педагогической культуры создавалась на основе личного опыта и специального изучения педагогических процессов;
  • как сферу профессиональной деятельности, включающую общественные требования к ней, способы создания культурных образцов общественной жизни и педагогической практики, сущностную характеристику деятельности наставников (педагогика и священника), обеспечивающую воспроизводство духовного и социального опыта, перевод православной культуры в индивидуальную форму существования, как способ сохранения межпоколенных и внутрисемейных отношений и передачи социокультурного опыта, где накапливаются определенные традиции, нормы взаимоотношений, опосредующиеся требованиями православной религии.

13. Историко-педагогическое исследование теоретической мысли в области православной педагогической культуры в России позволило выявить ее содержание и динамику, соответствующую различным историческим периодам.

С Х по XVII век в отечественном социокультурном пространстве широкое распространение в связи с крещением Руси получили книги Священного Писания, а также жития святых, летописи, поучения – так называемая учительная литература, содержащая библейские элементы и заимствования из сочинений святых отцов Церкви. Она не была педагогической в современном понимании смысла этого слова, но формировала менталитет русского народа, определяла практику воспитания и обучения, поскольку содержала идеи религиозно-нравственного воспитания и развития личности, содействовала уяснению семейных отношений.

Постепенно, начиная с XI века, учительная литература стала уступать место появляющимся на Руси оригинальным произведениям отечественных авторов, первыми среди которых были люди духовного звания, воспитывавшие паству не только посредством наставлений, но и литературного слова. В святоотеческой (церковно-педагогической) литературе нашли свое отражение прежде всего проблемы духовно-нравственного развития и воспитания личности. «Теоретико-методологической основой» святоотеческой литературы является Священное Писание и опыт (в том числе личный) организации духовной жизни. Важнейшей воспитательной задачей в соответствии с идеями православного вероучения и православной антропологии святоотеческая мысль ставила подготовку человека к жизни в вечности; средствами ее решения называла личный пример, участие в церковных таинствах, воспитание страха Божия, молитву, покаяние, послушание, труд, чтение Евангелия, выполнение заповедей и дел милосердия. Главная роль в воспитании личности, согласно святоотеческим наставлениям, должна принадлежать семье. Школа в первую очередь обязана развивать заложенные в семье правила нравственности и на этой основе продолжать образование человека.

Среди литературных трудов священнослужителей XIX века в России особое место принадлежит работе архиепископа Евсевия (Орлинского) «О воспитании детей в духе христианского благочестия» (1844), которую по праву можно назвать одним из первых отечественных руководств по педагогике. Это самостоятельное произведение, в стройном виде излагающее педагогическую науку. Впервые с религиозных позиций архиепископом была предпринята попытка очертить круг собственно педагогических проблем и рационально обосновать их решение. Все произведение архиепископа Евсевия проникнуто религиозным чувством, автор постоянно старается свои взгляды подкрепить текстами из Священного Писания. В своей работе он определил задачи педагогики и весьма последовательно и стройно развил ее содержание. Анализ сочинения архиепископа Евсевия (Орлинского) показал отличное знание автором предмета своего изложения и практики педагогической деятельности (владыка довольно точно указывал на психологические особенности детского возраста, давал конкретные правила воспитания). Как составные части педагогики владыка выделил антропологические представления, соответствующие православному вероучению, теорию воспитания и теорию обучения. В теории воспитания он определил понятие «воспитание», сформулировал цель православного воспитания – развитие любви к Богу и ближним, указал на его основу – страх Божий. Архиепископ обосновал природосообразность и личностную ориентацию, деятельностный подход к процессам воспитания и обучения; указал на всесторонний и одновременно иерархический характер воспитания, его последовательность, необходимость упражнений и наличия нравственного примера; отметил необходимость воспитания в детях послушания, воздержания и терпения. Нравственное воспитание у него взаимосвязано с религиозным, включающим обязательный сакральный компонент. Важнейшими средствами религиозно-нравственного воспитания детей он полагал церковные таинства.

С конца XVIII века в России появляются сочинения русских религиозных философов. Их антропологические учения, сформулированные ими идеи о развитии культуры и образования в России, вырастали на почве святоотеческой литературы, тяготея в большей или меньшей степени к церковной установке. В свете своих антропологических представлений о человеке, направление его образования русская религиозно-философская мысль определила как «разум в вере». Именно такое образование, по их мнению, порождает целостность личности. Духовно-нравственное развитие и воспитание индивида предстает в их трудах в тесной взаимосвязи с опытом религиозной жизни. Соответствующим идеалом образовательного учреждения они видели церковную школу. Рассматриваемые ими (практически всегда без отвержения церковной истины) проблемы соотнесения разума и веры, церковной традиции и культуры, личности и общества, свободы личности и ее социального развития стали, наряду с православной антропологией, теоретико-методологической основой начавшего свое формирование в XIX веке научно-педагогического знания в области православной педагогической культуры.

Педагогика в трудах Н.И. Ильминского, Н.И. Пирогова, К.П. Победоносцева, С.А. Рачинского К.Д. Ушинского, сщмч. Фаддея (Успенского) и ряда других ученых получила в России не только научное, но и религиозное (православное) обоснование. В XIX веке православно-ориентированных ученых и педагогов волновали проблемы духовно-нравственного развития и воспитания личности, сохранения культурной идентичности русского народа и его образования. Следуя святоотеческой и религиозно-философской мысли, антропологическим представлениям о человеке в христианстве, православно-ориентированные ученые и педагоги настаивали на целостности образования при приоритете духовно-нравственного развития личности, осуществляемого в тесной взаимосвязи с религиозной жизнью индивида. Эта мысль стала своеобразным кредо православной педагогической культуры. Соответствующим идеалом образовательного учреждения представлялась народная школа, взаимодействующая с Церковью.

Окончательные условия для институирования православной педагогической культуры были созданы в 20–60-х годах ХХ века в среде русского зарубежья. Прот. В. Зеньковский, Н.Н. Афанасьев, К.А. Ельчанинов, Л.А. Зандер, И.А. Лаговский, С.С. Куломзина, прот. С. Четвериков, А.С. Четверикова и другие в своих трудах обосновали значение религии и церкви как факторов социализации и национальной идентификации, охарактеризовали особенности религиозной жизни детей и религиозного воспитания. Для данных ученых характерно исследование проблем педагогики в связи с особенностями русского религиозного сознания, которое они считали частью национальной культуры. При этом у них проявилось стремление не только сохранить православную традицию в образовании и воспитании детей, но и освободить ее от излишнего клерикализма и необоснованного догматизма, связав с современными исследованиями в области психологии, философии, педагогики и жизненными потребностями русской эмиграции. Результатом деятельности педагогов русского зарубежья стало построение целостной религиозно-педагогической парадигмы теории воспитания, основанной на православной антропологии и осмыслении основных понятий педагогики в контексте православной культуры. Основные идеи этой парадигмы обозначены прот. В. Зеньковским в работе «Русская педагогика в ХХ веке». Он отмечал, что православно-ориентированная педагогика, основываясь на учении об образе Божием в человеке и на учении о греховности, целью педагогического воздействия ставит раскрытие образа Божия в детях через подготовку их к жизни в этом мире и к жизни вечной. Основой жизни человека признавалась духовная жизнь, соответственно религиозный духовный процесс возрастания образует «истинную и последнюю» тему воспитательного воздействия на детей. Православно-ориентированная школа призвана содействовать духовному росту личности, развитию религиозных сил души, что требует от нее церковного характера.

В России научные изыскания в области православной педагогической культуры были возобновлены с середины 90-х годов ХХ века. Они посвящены изучению влияния православия на развитие отечественного образования, анализу духовно-нравственных традиций, принципов и форм православного воспитания, исследованию творчества православных ученых, педагогов, святых отцов и учителей Церкви.

14. Анализ содержания теоретического знания позволяет констатировать существование в области православной педагогической культуры двух взаимодополняющих и взаимовлияющих направлений педагогической мысли – церковно-педагогическое (святоотеческая мысль) и научно-педагогическое знание – с единой теоретико-методологической основой – теологическое учение, включающее православную антропологию, идеалом христоцентричности и ценностями, обращенными к Абсолюту.

Отличительной характеристикой церковно-педагогического знания является практическая направленность рекомендаций, основывающихся не только на идеях богословия, но и на личном опыте организации духовной жизни. Для научно-педагогического знания характерна системность, обобщение, связь, кроме богословия, со светскими науками (философия, психология и другие).

Исследование православной педагогической культуры в России как сферы профессиональной деятельности основывалось на использовании институционального подхода (Т. Веблен, Д. Норт и др.). Это позволило акцентировать внимание на деятельности школы, Церкви, семьи как общественных институтов. Использование в качестве методологической основы социологического подхода (Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.) дало возможность обратить внимание на механизм реализации ценностных ориентаций православной педагогической культуры в жизни российского общества, динамику и факторы культурных изменений, выявить влияние православной педагогической культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества.

В настоящее время Российское государство, продолжая оставаться светским при гарантированной свободе совести и вероисповедания, допускает существование негосударственных конфессионально-ориентированных учебных заведений. Профессиональная сфера православной педагогической культуры к настоящему времени включает два основных вида образовательных учреждений:

  • духовные, нацеленные на осуществление главным образом религиозного обучения и просвещения (воскресные школы, духовно-просветительские центры, духовные семинарии и академии, богословские курсы);
  • светские учреждения, ведущие образовательную деятельность на основе религиозного мировоззрения (православные детские сады, школы, гимназии, лицеи, вузы, теологические отделения и кафедры теологии в светских вузах) (прот. В. Воробьев).

Изучение опыта их работы и проведенный анализ позволяют утверждать о сохранении сложившейся специфики профессионально-педагогической деятельности в рамках православной культурной традиции. Со стороны общественных требований она характеризуется нацеленностью образования на удовлетворение религиозно-нравственных потребностей личности, что, в свою очередь, влечет за собой синтез религиозных и научных знаний, христианской нравственности в содержании образования. Отбор и структурирование знаний в образовательных системах, сообразных православной педагогической культуре, носит аксиологическую направленность, отвечающую ценностям православной культуры. Образование нацелено на то, чтобы дать человеку объективную картину основных мировоззренческих концепций, касающихся смысла жизни и тех аргументов, которые обосновывают каждую из них. Обязательным считается привитие обучающимся норм нравственности, создание вокруг ребенка благоприятной духовной атмосферы. В этих образовательных учреждениях соблюдается здоровая консервативность, преемственность в отношении к педагогическому наследию, направленная на сохранение национальной идентичности. Ведущим способом создания культурных образцов общественной жизни и педагогической практики является организация образования как целенаправленного способа интериоризации ценностей православного вероучения и культуры. Приоритетной нацеленностью педагогических воздействий является религиозно-нравственное воспитание личности, сообразное традициям православной культуры в целом. Главными средствами его реализации являются участие обучающихся в богослужениях и таинствах Церкви, изучение основ православного вероучения и культуры, включение учащихся в нравственно-ориентированную деятельность, приобретающую в последнее время ярко выраженную социальную направленность.

В православную педагогическую культуру России как сферу профессиональной деятельности включены не только педагог, но и священник, их деятельность взаимосвязана, взаимодополняет друг друга. В ходе эволюции профессиональной сферы православной педагогической культуры сформировались и сохранились требования нравственного характера к личностным свойствам наставника: искренняя любовь к детям, собственное нравственное совершенствование, благожелательность и терпение, милосердие, снисходительность и смирение перед духовной стороной жизни ребенка, справедливость и добросовестность. В православно-ориентированном процессе духовно-нравственного воспитания личности функции священника и педагога-мирянина различны. Священник выступает в двух ипостасях: педагог и пастырь. Функции священника как педагога – законоучительство (передача религиозных знаний), как пастыря – духовное наставление, в котором «педагогическая часть отходит, уступая место суждению о грехах» (прот. В. Зеньковский). Роль педагога-мирянина – помощь ребенку в деле духовного возрастания. Педагог в православной педагогической культуре не претендует на духовное руководство. Вышесказанное позволяет говорить о синергии духовного и педагогического наставничества как одной из характеристик православно-ориентированной педагогической деятельности.

Одной из важнейших инвариантных характеристик православной педагогической культуры в России выступает ориентация на создание культурных образцов общественной жизни, передачу социокультурного опыта и межпоколенных отношений через деятельность православных монастырей и приходов, сохранение традиций устроения, быта и жизни православной семьи.

Православные монастыри и приходы России рассмотрены в работе как социальные институты общества, традиционные духовно-нравственные центры в жизни русского народа и государства. Анализ социально-культурного служения православных монастырей и приходов России показал, что с начала своего возникновения (X век) они были включены в учебно-воспитательную, духовно-развивающую, социально-педагогическую и культурно-просветительскую деятельность. Учебно-воспитательная деятельность реализовывалась через организацию школ, духовных семинарий и академий, воспитание паствы посредством литературного слова. Духовно-развивающая деятельность была связана с духовным окормлением мирян, личным примером духовно-нравственной жизни священнослужителей и монашествующих. Социально-педагогическая деятельность осуществлялась через организацию в стенах монастырей и храмов больниц, приютов, благотворительность для обездоленных, малоимущих, заключенных. Культурно-просветительская деятельность была связана с развитием в стенах монастырей ремесел, книгописания и книгоиздания, библиотек, иконописных школ и т. п. Особой педагогической заслугой монастырей было наглядное ознакомление русского общества с идеалами христианской жизни – воспитание в духовной общности, послушание, четкое распределение обязанностей насельников, дисциплина, единомыслие, отказ от излишних мирских благ. Важнейшими педагогическими средствами были каждодневная совместная деятельность, которая выражалась и в духовном (молитве), и в физическом труде, личный пример.

Деятельность монастырей и приходов Православной церкви в истории России оказала значительное влияние на практику устроения семьи, семейных отношений, воспитания детей. Сформировавшиеся в России за тысячелетие традиции устроения, быта и жизни православной семьи в настоящее время являются своеобразным средством воспитания, неотъемлемой частью культурных ценностей русского общества. Это освящение Церковью брака, выстраивание отношений между супругами на основе духовного единения и эмоциональной близости, любви, исключающей плотский смысл и понимаемой как сострадание и милосердие. Для православной семьи характерна иерархия отношений, предполагающая разумную дисциплину и послушание, духовная опека отцом членов семьи. Духовно-нравственное воспитание в православной семье основывается на общей религиозной жизни, выражающейся в совместной домашней и церковной молитве, совместном посте, посещении богослужений, исповеди, паломнических поездках и т. п.

Семья как институт воспитания сумела сохранить в советское время и обеспечить преемственность традиций православной педагогической культуры. Восстановление социокультурной активности и социального служения Русской православной церкви связана с принятием в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ «Основ социальной концепции Русской православной церкви» – официального документа, излагающего положения церковного учения по ряду общественно значимых проблем. Со второй половины 80-х годов ХХ века в России происходят процессы, позволяющие говорить о ренессансе православной педагогической культуры, о ее активной интеграции в жизнь российского социума. Изучение и анализ данных процессов сделали возможным выделить духовно-просветительское, социально-культурное и научно-методическое направления интеграции православной педагогической культуры в социокультурное пространство современной России. Духовно-просветительское направление связано с образовательной деятельностью Русской православной церкви: сотрудничество в разработке содержания модуля «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», участие в разработке факультативов для школьников на уровне регионов («Православная церковь на севере России», «История православной культуры земли Смоленской», «Церковная история Тамбовского края» и т. п.), встречи учащихся и родителей со священнослужителями, паломнические поездки в рамках воспитательной работы образовательных учреждений и т. п. Социально-культурное направление реализуется через совместную с государственными и частными структурами благотворительную деятельность, проведение праздников, выставок, концертов, организацию летнего отдыха детей и молодежи. Научно-методическое направление интеграции включает в себя научно-исследовательскую деятельность, организацию конференций, чтений, круглых столов по проблемам педагогики, экспериментальных площадок, подготовку преподавателей «Основ православной культуры», разработку ее учебно-методического обеспечения и т. п.

Анализ развития православной педагогической культуры в России позволил подойти к описанию ее функционального компонента. В работе выделены теоретические и практические функции православной педагогической культуры. Описание функций, представленное в диссертации, позволило констатировать, что православная педагогическая культура России, являясь не только отображением мировоззренческого и культурного состояния определенной части общества, но и действенным способом сохранения межпоколенных связей, может быть активной преобразующей силой, вносящей ценные и достойные идеи в современную педагогическую теорию и практику.

Выводы

  1. Объективная потребность научного осмысления феномена православной педагогической культуры в России является основанием для изучения ее методологических и концептуально-теоретических основ, выявления инвариантных и специфических характеристик.
  2. Обращение к культурологическому, системному, аксиологическому подходам позволяет указать на историко-педагогические (развитие мирового образовательного пространства в контексте культуры; возникновение и оформление различных видов педагогической культуры в связи с взаимодействием образования с различными типами культуры) и культурологические (существование религиозного типа культуры, характеризуемого наличием священной (сакральной) составляющей; порождение каждой религиозной культурой специфических образовательных традиций, передающих опыт социокультурной практики и духовной жизни) положения, определяющие методологическое обоснование православной педагогической культуры; ввести в терминологический аппарат педагогики соответствующее понятие и определить православную педагогическую культуру как часть общемировой и национальной культуры, особую сферу педагогических ценностей, включающую теоретические представления о духовно-развивающей деятельности, а также опыт религиозно-нравственного воспитания и обучения личности.
  3. Концептуально-теоретическими основами православной педагогической культуры является представление о ее структуре, включающей в себя теоретическую и профессиональную сферы, единство следующих компонентов: мировоззренческого, категориально-понятийного, функционального и организационно-педагогического.
  4. Положение об антропологической детерминированности педагогики позволяет представить в качестве мировоззренческого компонента православной педагогической культуры православную антропологию. Анализ педагогически ориентированных положений православной антропологии детерминирует интерпретацию основных педагогических категорий в контексте православной культуры, способствует установлению направленности и принципов организации педагогической деятельности, выявлению специфики православного воспитания (трехсторонний характер, другодоминантность ориентации); выделению сакрального, знаниевого и нравственно-ориентированного уровней в религиозно-нравственном воспитании личности и выявлению соответствующих каждому уровню воспитательных средств.
  5. Исследование теоретической и профессиональной сфер православной педагогической культуры в России, их инвариантных и специфических характеристик требует ретроспективного анализа исследуемого феномена, охватывающего весь период его существования в отечественном социокультурном пространстве с конца Х века по начало XXI века.
  6. Изучение литературных трудов православных авторов, содержащих педагогические идеи, позволяет прийти к выводу о том, что спецификой теоретического знания в области православной педагогической культуры является одновременное существование двух взаимодополняющих и взаимовлияющих направлений педагогической мысли – церковно-педагогического (представленного святоотеческими трудами) и научно-педагогического знания, общей теоретико-методологической основой которых выступает теологическое учение, включающее православную антропологию.
  7. Историко-педагогический анализ эволюции православно-ориентированной педагогической мысли в России показывает, что предпосылками ее институирования стало появление учительной литературы, святоотеческих трудов, сочинений русских религиозных философов, развитие педагогических идей и теорий архиеп. Евсевия (Орлинского), Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, К.П. Победоносцева, С.А. Рачинского, Н.И. Ильминского, сщмч. Фаддея (Успенского) и др., построение православно-педагогической парадигмы теории воспитания в среде русского зарубежья.
  8. Анализ развития взаимосвязи отечественной школы и Русской православной церкви, изучение этики педагогических отношений дают основание выделить следующие инвариантные характеристики православной педагогической культуры в России как сферы профессиональной деятельности: нацеленность обучения на удовлетворение религиозно-нравственных потребностей личности; синтез «веры и знания» в содержании обучения; организация воспитания и обучения как целенаправленного способа интериоризации ценностей православного вероучения и культуры; взаимосвязанность и взаимодополняемость педагогического влияния учителя и священника (духовно-педагогическое наставничество); ориентация на создание культурных образцов общественной жизни, передачу социокультурного опыта и межпоколенных отношений через учебно-воспитательную, духовно-развивающую, социально-педагогическую и культурно-просветительскую деятельность православных монастырей и приходов, сохранение традиций устроения, быта и жизни православной семьи.
  9. Исследование развития православной педагогической культуры в России в период со второй половины 80-х гг. ХХ века по настоящее время позволяет констатировать наличие широкой интеграции исследуемого феномена в отечественное социокультурное пространство, реализующейся по направлениям: духовно-просветительское, социально-культурное, научно-методическое. Итогом анализа тенденций развития православной педагогической культуры России является выявление ее функций в отечественном социокультурном пространстве: теоретических – изучение, описание и объяснение имеющегося педагогического опыта взаимодействия Церкви, семьи и образовательных учреждений; исследование, диагностика состояния и прогнозирование педагогических явлений в области православной культуры, эффективности деятельности педагога, действующего в рамках данной культуры; практических – обеспечение трансляции ценностей православного вероучения и культуры в социально-педагогическую сферу; проектирование и разработка учебно-методических материалов для педагогической деятельности в контексте православной педагогической культуры; преобразование образовательной практики путем интеграции достижений научных исследований и традиций православной педагогической культуры; оценка и коррекция практики.
  10. Обобщающим результатом историко-педагогического анализа православной педагогической культуры в России является вывод о том, что ее развитие – это непрерывный процесс создания и накопления духовно-педагогических ценностей и традиций, сохраняющих нормативное и актуальное значение вне зависимости от давности своего появления.

Дополнительные материалы

Презентация:

Смотреть/Скачать

Литература:

В монографии Парамонова И. Ф. «Религиозное образование и катехизация в благочинии»:

  • раскрываются теоретико-методологические аспекты исследуемой проблемы;
  • представлен анализ теоретических исследований по проблеме инновационной деятельности катехизатора;
  • выявлены особенности служения помощника благочинного по образованию и катехизации;
  • обозначены социокультурные условия малого города как специфические особенности геокультурного пространства, влияющие на образовательно-катехизаторскую деятельность;
  • представлена структура модели инновационной деятельности в области образования и катехизации в социокультурных условиях малого города;
  • приведен количественный и качественный анализ инновационной деятельности в области образования и катехизации в социокультурных условиях малого города;
  • обобщены условия эффективности модели инновационной деятельности в области образования и катехизации в социокультурных условиях малого города.

Монография адресована преподавателям, студентам духовных школ и высших учебных заведений, аспирантам, педагогическому сообществу. Может быть полезна руководителям епархиальных структур и всем, кто интересуется проблемой взаимодействия религиозной и светской систем образования.

Парамонов И. Ф. Религиозное образование и катехизация в благочинии

Цель методического пособия «Православная педагогика. Краткий конспект лекций»:

  • дать систематическое представление об особенностях православной педагогики и ее истории,
  • раскрыть сущность православного педагогического процесса,
  • показать Православие как духовно-нравственное национально-историческое основание России,
  • познакомить с педагогическим опытом отцов и учителей Церкви.

Задачи пособия:

  • дать понимание специфики православного образования и православной педагогики,
  • познакомить с историей становления православного воспитания,
  • дать возможность освоить основную терминологию православной педагогики и получить теоретическую базу православного преподавания.

Православная педагогика. Краткий конспект лекций

Основная и дополнительная рекомендуемая литература, а также интернет-источники для освоения основ православной педагогической культуры.

Литература и электронные ресурсы по дисциплине

Задания для самоконтроля:

Напишите эссе по одной из предложенных тем в любом разделе.

Раздел 1. Православная педагогика и православная педагогическая культура.

ТЕМЫ ЭССЕ

  1. Православная педагогика как часть христианского богословия.
  2. Русская религиозная философия о характере просвещения России и Европы.
  3. Актуальность антропологизации современной педагогики.
  4. Психолого-педагогическая антропология современного образования.
  5. Православная педагогическая культура: ценностно-смысловой пространство духовно-нравственного становления личности.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 1

  1. Алексий (Ридигер), патриарх. Служение делу христианского просвещения: Выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Международных Рождественских образовательных чтениях (1994-2007). – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2008. – 144 с.
  2. Дивногорцева, С. Ю. Теоретическая педагогика. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. – 195 с.
  3. Амфилохий (Радович), митрополит. Основы православного воспитания. – Пермь: «Панагия», 2000. – 207 с.
  4. Безрукова, В. С. Педагогика. – Екатеринбург: Изд-во СИПИ, 1994. – 340 с.
  5. Дворецкая, М. Я. Антропология: история и теория. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 311 с.
  6. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры: Учебное пособие / С. Ю. Дивногорцева. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. – 240 с.

Раздел 2. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

ТЕМЫ ЭССЕ

  1. В. В. Зеньковский о типах школ и основных проблемах образования и воспитания в средней школе, о сути и формах религиозного воспитания и преподавания.
  2. Современные проблемы православного образования.
  3. Социально-культурная миссия современного образования.
  4. Особенности развития и духовного становления человека в разные периоды его жизни и их учет в образовательно-воспитательном процессе школы.
  5. Типология кризисов в развитии и образовании.
  6. Учение В.В. Зеньковского о школе как высшей форме педагогического процесса и о воспитании как ее ведущей приоритетной задаче.
  7. Религиозная жизнь как реальная основа и центрирующая сила внутренней гармонизации человека.
  8. Модернизация – коренная проблема современной России и ее решение в сфере образования.
  9. Духовные основы православной семьи.
  10. Реализация воспитательного потенциала православной педагогики в современном образовании.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 2

  1. Алексий (Ридигер), патриарх. Служение делу христианского просвещения: Выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Международных Рождественских образовательных чтениях (1994-2007). – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2008. – 144 с.
  2. Дивногорцева, С. Ю. Теоретическая педагогика. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. – 195 с.
  3. Амфилохий (Радович), митрополит. Основы православного воспитания. – Пермь: «Панагия», 2000. – 207 с.
  4. Безрукова, В. С. Педагогика. – Екатеринбург: Изд-во СИПИ, 1994. – 340 с.
  5. Берсенева, Т. А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: Монография. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 188 с.
  6. Дивногорцева С.Ю. Основы православной педагогической культуры: Учебное пособие/ С. Ю. Дивногорцева. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. – 240 с.
  7. Дудина, М. Н. Зачем изучать историю? Или как я понимаю методику преподавания истории. – Екатеринбург [б. и.], 2002. – 396 с.
  8. Зеньковский, В. В., прот. Педагогика. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. – 224 с.
  9. Ельницкий, К. В. О воспитании. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 192 с.
  10. Маслов, Н. В. Православное воспитание как основа русской педагогики. – М.: Самшит-издат, 2006. – 592 с.
  11. Ильин, И. А. О национальном воспитании // Религиозный смысл философии. – М.: АСТ МОСКВА, 2016. –256 с.
  12. Метлик, И. В. Религия и образование в светской школе. – М.: Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004. – 384 с.
  13. Сиземская, И. Н., Новикова, Л. И. Идеи воспитания в русской философии XIX – начало XX века. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 271 с.
  14. Слободчиков, В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009 – 264 с.
  15. Шестун Е., прот. Православная педагогика. – М.: Про-Пресс, 2015. – 576 с.

Раздел 3. Антропология педагогической профессии. Православная педагогическая культура.

ТЕМЫ ЭССЕ

  1. Психология профессионализма современного педагога.
  2. Проектирование пространства образовательной деятельности.
  3. Точки встречи поколений в бытийной позиции мудреца.
  4. Точки встречи поколений в бытийной позиции умельца.
  5. Призвание учителя как православное служение и как духовный дар.
  6. В. В. Зеньковский о психологии учителя.
  7. Нравственные качества учителя.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 3

  1. Алексий (Ридигер), патриарх. Служение делу христианского просвещения: Выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Международных Рождественских образовательных чтениях (1994-2007). – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2008. – 144 с.
  2. Безрукова, В. С. Педагогика. – Екатеринбург: Изд-во СИПИ, 1994. – 340 с.
  3. Берсенева, Т. А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: Монография. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 188 с.
  4. Зеньковский, В. В., прот. Педагогика. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. – 224 с.
  5. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с.
  6. Маслов, Н. В. Православное воспитание как основа русской педагогики. – М.: Самшит-издат, 2006. – 592 с.
  7. Ильин, И. А. О национальном воспитании // Религиозный смысл философии. – М.: АСТ МОСКВА, 2006. –256 с.
  8. Слободчиков, В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009 – 264 с.