Защищено: Модуль 2. Основы православной педагогической культуры

Краткий курс лекций

Краткий курс лекций

Основы православной педагогической культуры

1. Педагогическая культура

Педагогическая культура есть совокупность социально и культурно обусловленных принципов приобщения людей к социально значимым знаниям, функционирующая в рамках единого проблемного поля, имеющего свои исторические корни, отражающиеся в идеалах, ценностных ориентациях, традициях общества, реализация которых приводит к самоутверждению и профессиональному становлению. В связи с этим проблема педагогической культуры заключается в выстраивании системы координат, обеспечивающей современное видение образовательного процесса как процесса культуротворчества.

Педагогическая культура учителя есть системный комплекс оснований для творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу и создание культурных ценностей и технологий.

2. Православная педагогическая культура – часть общемировой и национальной культуры, особая сфера педагогических ценностей, включающая теоретические представления о духовно-развивающей деятельности, а также опыт религиозно-нравственного воспитания и обучения личности. Развитие православной педагогической культуры осуществляется в постоянном процессе создания и накопления духовно-педагогических ценностей и традиций, сохраняющих нормативное и актуальное значение вне зависимости от давности своего появления. Оно обеспечивается взаимодействием таких институтов общества, как семья, православные образовательные учреждения и Церковь, а также совокупностью педагогических взглядов, идей, теорий в их взаимосвязи с основными положениями православного вероучения.

Методологическое обоснование религиозной (православной) педагогической культуры определяют следующие исходные положения:

  • историко-педагогические положения о развитии мирового образовательного пространства в контексте культуры; о возникновении и оформлении разнообразных видов педагогической культуры в связи с взаимодействием образования с различными типами культуры;
  • культурологические положения о существовании религиозного типа культуры, характеризуемого наличием священной (сакральной) составляющей; о порождении каждой религиозной культурой специфических образовательных традиций, передающих опыт социокультурной практики и духовной жизни.

3. Структурными компонентами православной педагогической культуры, обеспечивающими целостность ее концептуально-теоретического представления и научного анализа, являются:

  • мировоззренческий,
  • категориально-понятийный,
  • функциональный,
  • организационно-педагогический, включающий описание принципов организации педагогической деятельности, ее содержания, методов и средств.

Православная антропология выступает в роли мировоззренческого компонента православной педагогической культуры, детерминирует интерпретацию основных педагогических категорий и особенности организации педагогической деятельности. Представления православной антропологии о человеке как образе и подобии Божием, его телесной, душевной и духовной жизни, о первичности опыта богообщения личности, ее экзистенциальной вовлеченности и сотериологической устремленности обусловливают:

  • нацеленность педагогической деятельности на спасение и нравственное назидание личности, трехсторонний характер воспитания (воспитание человека Богом, самовоспитание, воздействие на человека других людей) и другодоминантность его ориентации (служение Богу и человеку), приоритетность религиозно-нравственного воспитания, уровни и соответствующие им средства его организации: сакральный, передающийся «невербализуемым» знанием путем предоставления воспитаннику возможности приобретать личный опыт христианской жизни в семье или в церковной общине, участвовать в богослужениях и церковных таинствах; знаниевый, допускающий вербализованное педагогическое воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности путем религиозного просвещения воспитанника; нравственно-ориентированный, предполагающий развитие эмоциональной сферы воспитанника и включающий его в социально-милосердную деятельность;
  • направленность организации педагогической деятельности принципами: христоцентричности; воцерковления; воспитания к свободе; принятия ребенка как образа и подобия Божьего; воспитания индивидуальности; сочетания иерархичного и всестороннего развития личности; личного примера и согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы; послушания; раскрытия православия как радостной полноты жизни во Христе; культуросообразности.

4. Специфика теоретического знания в области православной педагогической культуры заключается в одновременном существовании двух взаимодополняющих и взаимовлияющих направлений педагогической мысли – церковно-педагогического, представленного святоотеческими трудами, и научно-педагогического знания, общей теоретико-методологической основой которых выступает теологическое учение, включающее православную антропологию.

5. Динамика теоретической мысли в области православной педагогической культуры в России связана с последовательным появлением предпосылок ее институирования в современное научно-педагогическое знание: древнерусской учительной литературы, содержащей библейские элементы и заимствования из сочинений святых отцов Восточной церкви (сборники поучений, летописи, жития святых); святоотеческих трудов лиц духовного звания, опирающихся на Священное Писание и опыт, в том числе личный, организации духовной жизни; антропологических и культурологических концепций русских религиозных философов, сформировавшихся на основе святоотеческой мысли; педагогических идей и теорий архиеп. Евсевия (Орлинского), Н.И. Ильминского, К.П. Победоносцева, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, К.Д. Ушинского, сщмч. Фаддея (Успенского) и др., вобравших новозаветные идеалы, святоотеческие идеи и религиозно-философское знание; православно-педагогической парадигмы теории воспитания в среде русского зарубежья.

В результате исторического взаимодействия Русской православной церкви, семьи и отечественной системы образования сложились следующие инвариантные характеристики православной педагогической культуры как сферы профессиональной деятельности в России: нацеленность обучения на удовлетворение религиозно-нравственных потребностей личности; синтез «веры и знания» в содержании обучения; организация воспитания и обучения как целенаправленного способа интериоризации ценностей православного вероучения и культуры; взаимосвязанность и взаимодополняемость воспитательного воздействия педагога и священника (духовно-педагогическое наставничество); ориентация на создание культурных образцов общественной жизни, передачу социокультурного опыта и межпоколенных отношений через учебно-воспитательную, духовно-развивающую, социально-педагогическую и культурно-просветительскую деятельность православных монастырей и приходов, сохранение традиций устроения, быта и жизни православной семьи.

6. Современный ренессанс православной педагогической культуры в России характеризуется духовно-просветительским, социально-культурным и научно-методическим направлениями интеграции в социокультурное пространство России. Значение для общественной жизни современной России православной педагогической культуры определяется ее функциями:

  • теоретическими: изучение, описание и объяснение имеющегося педагогического опыта взаимодействия Церкви, семьи и образовательных учреждений; исследование, диагностика состояния и прогнозирование педагогических явлений в области православной культуры, эффективности деятельности педагога, действующего в рамках данной культуры;
  • практическими: обеспечение трансляции ценностей православного вероучения и культуры в социально-педагогическую сферу; проектирование и разработка учебно-методических материалов для педагогической деятельности в контексте православной педагогической культуры; преобразование образовательной практики путем интеграции достижений научных исследований и традиций православной педагогической культуры; оценка и коррекция практики.

7. В настоящее время наблюдается повышенный интерес ученых к исследованию образовательного пространства в контексте общей и мировой культуры. В работах Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, А.С. Запесоцкого, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой и других отмечается, что рассмотрение культуры в качестве социально-антропологического и собственно педагогического явления позволяет изучать педагогическую деятельность на общекультурном фоне, исследовать ее факты и явления в русле интеграции педагогики и культуры. С точки зрения идей аксиологической концепции (Е.И. Артамонова, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), культура понимается как духовный компонент всякой деятельности, специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого. Идеациональный тип культуры по П.А. Сорокину имеет в своей основе сверхчувственные духовные ценности, истины веры и тесным образом связан с религией. Религиозная духовность рассматривается исследователями в качестве базиса развития религиозной культуры. В ней в роли священного (сакрального) выступает сверхъестественная реальность, а ядром является богослужебная деятельность.

Каждая религиозная культура вырастала в определенных условиях, творя свою историю, вырабатывая свой язык, мировидение и традиции, в том числе в сфере образования. Более тысячелетия в России развивалась православная культура, в которую были включены хозяйство, искусство, право и политика, педагогическая мысль, профессионально-педагогическая и социально-ориентированная деятельности. Связь православной культуры с образованием и педагогикой позволяет говорить о существовании в отечественном социокультурном пространстве феномена православной педагогической культуры.

Несмотря на многовековое развитие православно-педагогической мысли в святоотеческой, философской и научной литературе, накопленный опыт организации практической деятельности, к настоящему времени само понятие православной педагогической культуры еще не получило должного научного осмысления и не вошло в категориальный аппарат педагогики и других гуманитарных наук. Концептуальное представление этого феномена потребовало следующей схемы его исследования: первичный анализ – первичный синтез – вторичный анализ – вторичный синтез. Первичный анализ состоял в исследовании православной педагогической культуры в методологической области. Его результатом стало выявление исходных теоретических положений, необходимых для определения понятия «православная педагогическая культура» и его структуризации.

Первичный синтез включал в себя идентификацию объекта исследования и конкретизацию предметной области. Изучение православной педагогической культуры в качестве объекта научного знания позволило, во-первых, констатировать ее преемственность с новозаветными и ветхозаветными педагогическими традициями. Было выявлено, что эта преемственность проявляется в неизменной направленности педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности. Поэтому основным предметом педагогической деятельности в православной педагогической культуре является духовно-нравственное воспитание индивида. Семантико-терминологический анализ, направленный на выявление смысла понятий «духовность» и «нравственность», устанавливает, что, поскольку православная культура теоцентрична, то и данные понятия трактуются в ней в связи с направленностью личности на Абсолютные ценности. Поэтому духовно-нравственное воспитание в православной педагогической культуре ориентировано вертикально к Абсолюту, что синонимично понятию «религиозно-нравственное воспитание».

Обращение к системному подходу (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.С. Каган, В.П. Кузьмин, Н.В. Кузьмина и др.) позволяет представить православную педагогическую культуру как систему, идеально-типический предмет научно-педагогического исследования и обосновать совокупность компонентов, входящих в ее структуру: мировоззренческий, представленный православной антропологией как педагогически ориентированной теологической теорией, категориально-понятийный, организационно-педагогический, включающий характеристику принципов организации педагогической деятельности, ее содержания, методов и средств, функциональный, описывающий «круг деятельности», значение православной педагогической культуры.

Характеристика концептуально-теоретических основ православной педагогической культуры потребовала рассмотреть взаимовлияние и установить взаимосвязь между выявленными компонентами. Использование феноменологического подхода в научно-педагогической области исследования православной педагогической культуры позволило сосредоточиться на описании форм религиозной активности (ритуалов, символов) и раскрытии их роли в педагогическом процессе, исследовании форм религиозной жизни. Было установлено, что религия, вступая в сложное взаимодействие с наукой при изучении и описании православной педагогической культуры, придает последней сакральный характер. При рассмотрении проблематики соотношения научного и религиозного знания в качестве теоретико-методологической основы исследования были использованы работы В.Г. Безрогова, В.В. Знакова, Т.В. Скляровой и других.

Исходя из идеи об антропологической детерминированности педагогики (Б.М. Бим-Бад, прот. В. Зеньковский, В.И. Максакова, К.Д. Ушинский и др.), при исследовании концептуально-теоретических основ православной педагогической культуры был выделен мировоззренческий компонент. В работе он представлен рядом положений православной антропологии, согласно которым выстраивается аксиологическая составляющая православной педагогической культуры с собственным пониманием особенностей воспитания, развития и обучения личности, выработанным многовековым опытом и основанным на библейском видении человека и мироздания. Анализ основных положений православной антропологии позволил констатировать, что она детерминирует категориально-понятийный аппарат и оказывает влияние на содержание организационно-педагогического компонента православной педагогической культуры.

8. Важнейшей проблемой православной антропологии является проблема спасения личности. Спасение зависит от того, как пройден человеком земной путь, от степени развития его духовно-нравственных качеств. Проблема спасения определяет цель педагогической деятельности в контексте православной культуры – подготовить ребенка к вечной жизни и жизни на земле. Педагогическая деятельность в данном аспекте направлена на интериоризацию воспитанниками Абсолютных ценностей. Она выстраивается на основе определенных принципов, отражающих ценностные установки, изложенные в православном вероучении и православной антропологии.

9. Принципами организации педагогической деятельности в контексте православной культуры являются:

  • принцип христоцентричности, или уподобления Иисусу Христу как высочайшему нравственному идеалу для подражания, ориентируясь на который человек может совершать духовную и нравственную работу над собой;
  • принцип воцерковления, предполагающий создание условий для вхождения личности в литургическую жизнь Церкви, необходимую для покаяния, борьбы со страстями, преображения, примирения и соборного единения с другими индивидами;
  • принцип воспитания к свободе, вытекающий из положения православной антропологии об обусловленности сохранения первостепенной для христианина свободы воли его пребыванием в добре. Он требует от наставника такой организации педагогической деятельности, которая способствовала бы усвоению ребенком дара внутренней свободы, что возможно через организацию его духовной жизни;
  • принцип принятия ребенка как образа и подобия Божьего, который выводится из положений православной антропологии об уникальном личностном начале – образе Божием в человеке и его возможности богоуподобления. Осознание этих положений нацеливает педагогическую деятельность на позицию любви и уважения другого как образа Божьего, раскрытие в нем богоподобных качеств;
  • принцип воспитания индивидуальности, вытекающий из предыдущего и означающий, что в педагогической деятельности, направленной на развитие личности, важен как индивидуальный подход к детям, так и раскрытие их индивидуальности, что возможно лишь при осмысленном принятии педагогом каждого ребенка, любви и уважения по отношению к нему;
  • принцип сочетания иерархичного и всестороннего развития личности, вытекающий из положения об иерархическом устроении человека в православной антропологии (дух, душа и тело), который предполагает создание условий для организации духовной жизни личности в силу главенства духа и всестороннее развитие, предусматривающее нравственное и физическое воспитание личности;
  • принцип личного примера и согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы, важный для исполнения заповедей христианина, из которых главными являются любовь к Богу и ближнему как к самому себе. Научение любви возможно только личным примером. К этому призваны родители и воспитатели, которые могут, действуя сообща, являть этот образ жизни;
  • принцип послушания, означающий воспитание «чувства сыновства». Воспитательное воздействие нацелено на научение ребенка терпению и смирению, проявляющихся в способности справляться с самим собой и обстоятельствами, учитывает свободу и развивает собственную волю ребенка;
  • принцип раскрытия православия как радостной полноты жизни во Христе, обусловленный православным представлением о существовании вечной жизни. Он предполагает организацию педагогической деятельности, которая готовит детей не только к земной, но и к вечной жизни, способствует радостному восприятию детьми мира и Церкви;
  • принцип культуросообразности, предполагающий передачу подрастающему поколению основ религиозной культуры в формате, адекватном времени и обстоятельствам жизнедеятельности воспитанников.

Учение православной антропологии о поврежденности природы человека первородным грехом диктует необходимость рассматривать в качестве основного предмета педагогической деятельности воспитание личности. Назначением человека, согласно православной антропологии, является обожение, означающее не самовозвеличивание, но устремленность к идеалу, воплощенному в Иисусе Христе. Соответственно воспитание становится нацеленным на раскрытие изначально заложенного в человеке образа Божьего, на преображение его личности. Исходя из этих предпосылок, воспитание в контексте православной педагогической культуры определено как специально организованный, управляемый и контролируемый процесс взращивания, поддержки ребенка и взаимодействия с ним, нацеленный на возрождение, освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от пороков. Обожение человека имеет специфическую особенность. Оно может осуществляться благодаря двум взаимно направленным устремлениям: благодатному Божественному воздействию и человеческому желанию, усилиям этот дар приобрести. Поэтому в православной педагогической культуре воспитание зиждется на синергии человеческих психофизических сил (процесс самовоспитания), благодати Божией (воспитание, взращивание человека Богом), а также воздействии на человека других людей (родителей, педагогов, общества в целом) в процессе оказания ими поддержки ребенку и взаимодействия с ним.

10. Христианская заповедь о любви к Богу и ближнему, положение православной антропологии о том, что полнота человеческой жизни состоит в общности, соработничестве человека с Богом, другим человеком и миром в целом обусловливают другодоминантность ориентации воспитательного процесса в контексте православной педагогической культуры. Это ориентация на понимание воспитуемым важности служения Богу и человеку, что на практике выражается в приучении ребенка думать и заботиться о других. Основой взаимодействия участников воспитательного процесса в данном случае выступает соборность как духовное единение, в котором индивидуальность не подавляется, но развивается на духовной основе. Подобная духовная интеграция преодолевает обезличенность коллективизма и негативность индивидуализма для общества. Соборность воплощается в духовной жизни Церкви, семьи и православной школы.

11. Приоритетность религиозно-нравственного воспитания личности в православной педагогической культуре потребовала исследования и раскрытия организационно-педагогических условий его реализации. В структуре религиозно-нравственного воспитания целесообразным является выделение трех иерархически выстроенных уровней:

  • Сакрального;
  • Знаниевого;
  • Нравственно-ориентированного.

Сакральный уровень определяется неповторимостью православной религии. Способами его реализации являются: следование христианским заповедям, воспитание чувства благоговения и почитания святынь, участие в богослужениях и церковных таинствах, церковная и домашняя молитва, литургический пост, покаяние, которые передаются «невербализуемым» знанием. Основой педагогической деятельности на данном уровне является предоставление воспитаннику возможности приобретать личный опыт христианской жизни в семье или церковной общине, участвовать в богослужениях и церковных таинствах.

Религиозно-нравственное воспитание, реализуемое на знаниевом уровне, допускает и требует вербализованного педагогического воздействия как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности. Основным средством его осуществления является предоставление воспитаннику возможности получать необходимые религиозные знания, умения и навыки. На знаниевом уровне происходит интеллектуальное и эмоциональное осмысление мира человеком, складывание определенного миропонимания, на сакральном – осмысление, рефлексия души, определенные волевые усилия личности, приводящие ее к новому уровню духовного состояния. Основными способами реализации нравственно-ориентированного уровня являются нравственное научение и включение ребенка в активную деятельность, развитие эмоциональной сферы как умения познавать чувствами. Эти способы направлены на формирование у личности нравственных отношений к родине, семье, обществу, умения и желания творчески трудиться, беречь и охранять природу и т. п.

Согласно православной антропологии, дух и тело имеют взаимное влияние. Поскольку человек есть одно целое, воспитание духа во многом зависит от воспитания тела и, наоборот, состояние тела зависит от состояния духа. Поэтому в православной педагогической культуре не отвергается важность телесного воспитания, но подчеркивается необходимость его подчинения религиозно-нравственному воспитанию личности. Традиционно основными направлениями телесного воспитания ребенка в православной педагогической культуре являются: воспитание воздержания к собственным потребностям; сохранение здоровья; развитие крепости тела, выносливости, ловкости через стимулирование учащихся к занятиям физкультурой; воспитание независимости от внешних влияний; развитие навыков к деятельности и т. п.

12. В православной педагогической культуре находят обобщенное отражение практический опыт профессиональной педагогической и социокультурной деятельности, теоретические представления о ценностях образования и воспитания, требованиях к образовательно-воспитательным процессам и педагогическому взаимодействию. Судя по характеру этих проявлений, православную педагогическую культуру целесообразно рассматривать:

  • как сферу теоретического знания, включающую педагогические концепции, теории, нормы, ценности, идеи. Эта часть православной педагогической культуры создавалась на основе личного опыта и специального изучения педагогических процессов;
  • как сферу профессиональной деятельности, включающую общественные требования к ней, способы создания культурных образцов общественной жизни и педагогической практики, сущностную характеристику деятельности наставников (педагогика и священника), обеспечивающую воспроизводство духовного и социального опыта, перевод православной культуры в индивидуальную форму существования, как способ сохранения межпоколенных и внутрисемейных отношений и передачи социокультурного опыта, где накапливаются определенные традиции, нормы взаимоотношений, опосредующиеся требованиями православной религии.

13. Историко-педагогическое исследование теоретической мысли в области православной педагогической культуры в России позволило выявить ее содержание и динамику, соответствующую различным историческим периодам.

С Х по XVII век в отечественном социокультурном пространстве широкое распространение в связи с крещением Руси получили книги Священного Писания, а также жития святых, летописи, поучения – так называемая учительная литература, содержащая библейские элементы и заимствования из сочинений святых отцов Церкви. Она не была педагогической в современном понимании смысла этого слова, но формировала менталитет русского народа, определяла практику воспитания и обучения, поскольку содержала идеи религиозно-нравственного воспитания и развития личности, содействовала уяснению семейных отношений.

Постепенно, начиная с XI века, учительная литература стала уступать место появляющимся на Руси оригинальным произведениям отечественных авторов, первыми среди которых были люди духовного звания, воспитывавшие паству не только посредством наставлений, но и литературного слова. В святоотеческой (церковно-педагогической) литературе нашли свое отражение прежде всего проблемы духовно-нравственного развития и воспитания личности. «Теоретико-методологической основой» святоотеческой литературы является Священное Писание и опыт (в том числе личный) организации духовной жизни. Важнейшей воспитательной задачей в соответствии с идеями православного вероучения и православной антропологии святоотеческая мысль ставила подготовку человека к жизни в вечности; средствами ее решения называла личный пример, участие в церковных таинствах, воспитание страха Божия, молитву, покаяние, послушание, труд, чтение Евангелия, выполнение заповедей и дел милосердия. Главная роль в воспитании личности, согласно святоотеческим наставлениям, должна принадлежать семье. Школа в первую очередь обязана развивать заложенные в семье правила нравственности и на этой основе продолжать образование человека.

Среди литературных трудов священнослужителей XIX века в России особое место принадлежит работе архиепископа Евсевия (Орлинского) «О воспитании детей в духе христианского благочестия» (1844), которую по праву можно назвать одним из первых отечественных руководств по педагогике. Это самостоятельное произведение, в стройном виде излагающее педагогическую науку. Впервые с религиозных позиций архиепископом была предпринята попытка очертить круг собственно педагогических проблем и рационально обосновать их решение. Все произведение архиепископа Евсевия проникнуто религиозным чувством, автор постоянно старается свои взгляды подкрепить текстами из Священного Писания. В своей работе он определил задачи педагогики и весьма последовательно и стройно развил ее содержание. Анализ сочинения архиепископа Евсевия (Орлинского) показал отличное знание автором предмета своего изложения и практики педагогической деятельности (владыка довольно точно указывал на психологические особенности детского возраста, давал конкретные правила воспитания). Как составные части педагогики владыка выделил антропологические представления, соответствующие православному вероучению, теорию воспитания и теорию обучения. В теории воспитания он определил понятие «воспитание», сформулировал цель православного воспитания – развитие любви к Богу и ближним, указал на его основу – страх Божий. Архиепископ обосновал природосообразность и личностную ориентацию, деятельностный подход к процессам воспитания и обучения; указал на всесторонний и одновременно иерархический характер воспитания, его последовательность, необходимость упражнений и наличия нравственного примера; отметил необходимость воспитания в детях послушания, воздержания и терпения. Нравственное воспитание у него взаимосвязано с религиозным, включающим обязательный сакральный компонент. Важнейшими средствами религиозно-нравственного воспитания детей он полагал церковные таинства.

С конца XVIII века в России появляются сочинения русских религиозных философов. Их антропологические учения, сформулированные ими идеи о развитии культуры и образования в России, вырастали на почве святоотеческой литературы, тяготея в большей или меньшей степени к церковной установке. В свете своих антропологических представлений о человеке, направление его образования русская религиозно-философская мысль определила как «разум в вере». Именно такое образование, по их мнению, порождает целостность личности. Духовно-нравственное развитие и воспитание индивида предстает в их трудах в тесной взаимосвязи с опытом религиозной жизни. Соответствующим идеалом образовательного учреждения они видели церковную школу. Рассматриваемые ими (практически всегда без отвержения церковной истины) проблемы соотнесения разума и веры, церковной традиции и культуры, личности и общества, свободы личности и ее социального развития стали, наряду с православной антропологией, теоретико-методологической основой начавшего свое формирование в XIX веке научно-педагогического знания в области православной педагогической культуры.

Педагогика в трудах Н.И. Ильминского, Н.И. Пирогова, К.П. Победоносцева, С.А. Рачинского К.Д. Ушинского, сщмч. Фаддея (Успенского) и ряда других ученых получила в России не только научное, но и религиозное (православное) обоснование. В XIX веке православно-ориентированных ученых и педагогов волновали проблемы духовно-нравственного развития и воспитания личности, сохранения культурной идентичности русского народа и его образования. Следуя святоотеческой и религиозно-философской мысли, антропологическим представлениям о человеке в христианстве, православно-ориентированные ученые и педагоги настаивали на целостности образования при приоритете духовно-нравственного развития личности, осуществляемого в тесной взаимосвязи с религиозной жизнью индивида. Эта мысль стала своеобразным кредо православной педагогической культуры. Соответствующим идеалом образовательного учреждения представлялась народная школа, взаимодействующая с Церковью.

Окончательные условия для институирования православной педагогической культуры были созданы в 20–60-х годах ХХ века в среде русского зарубежья. Прот. В. Зеньковский, Н.Н. Афанасьев, К.А. Ельчанинов, Л.А. Зандер, И.А. Лаговский, С.С. Куломзина, прот. С. Четвериков, А.С. Четверикова и другие в своих трудах обосновали значение религии и церкви как факторов социализации и национальной идентификации, охарактеризовали особенности религиозной жизни детей и религиозного воспитания. Для данных ученых характерно исследование проблем педагогики в связи с особенностями русского религиозного сознания, которое они считали частью национальной культуры. При этом у них проявилось стремление не только сохранить православную традицию в образовании и воспитании детей, но и освободить ее от излишнего клерикализма и необоснованного догматизма, связав с современными исследованиями в области психологии, философии, педагогики и жизненными потребностями русской эмиграции. Результатом деятельности педагогов русского зарубежья стало построение целостной религиозно-педагогической парадигмы теории воспитания, основанной на православной антропологии и осмыслении основных понятий педагогики в контексте православной культуры. Основные идеи этой парадигмы обозначены прот. В. Зеньковским в работе «Русская педагогика в ХХ веке». Он отмечал, что православно-ориентированная педагогика, основываясь на учении об образе Божием в человеке и на учении о греховности, целью педагогического воздействия ставит раскрытие образа Божия в детях через подготовку их к жизни в этом мире и к жизни вечной. Основой жизни человека признавалась духовная жизнь, соответственно религиозный духовный процесс возрастания образует «истинную и последнюю» тему воспитательного воздействия на детей. Православно-ориентированная школа призвана содействовать духовному росту личности, развитию религиозных сил души, что требует от нее церковного характера.

В России научные изыскания в области православной педагогической культуры были возобновлены с середины 90-х годов ХХ века. Они посвящены изучению влияния православия на развитие отечественного образования, анализу духовно-нравственных традиций, принципов и форм православного воспитания, исследованию творчества православных ученых, педагогов, святых отцов и учителей Церкви.

14. Анализ содержания теоретического знания позволяет констатировать существование в области православной педагогической культуры двух взаимодополняющих и взаимовлияющих направлений педагогической мысли – церковно-педагогическое (святоотеческая мысль) и научно-педагогическое знание – с единой теоретико-методологической основой – теологическое учение, включающее православную антропологию, идеалом христоцентричности и ценностями, обращенными к Абсолюту.

Отличительной характеристикой церковно-педагогического знания является практическая направленность рекомендаций, основывающихся не только на идеях богословия, но и на личном опыте организации духовной жизни. Для научно-педагогического знания характерна системность, обобщение, связь, кроме богословия, со светскими науками (философия, психология и другие).

Исследование православной педагогической культуры в России как сферы профессиональной деятельности основывалось на использовании институционального подхода (Т. Веблен, Д. Норт и др.). Это позволило акцентировать внимание на деятельности школы, Церкви, семьи как общественных институтов. Использование в качестве методологической основы социологического подхода (Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.) дало возможность обратить внимание на механизм реализации ценностных ориентаций православной педагогической культуры в жизни российского общества, динамику и факторы культурных изменений, выявить влияние православной педагогической культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества.

В настоящее время Российское государство, продолжая оставаться светским при гарантированной свободе совести и вероисповедания, допускает существование негосударственных конфессионально-ориентированных учебных заведений. Профессиональная сфера православной педагогической культуры к настоящему времени включает два основных вида образовательных учреждений:

  • духовные, нацеленные на осуществление главным образом религиозного обучения и просвещения (воскресные школы, духовно-просветительские центры, духовные семинарии и академии, богословские курсы);
  • светские учреждения, ведущие образовательную деятельность на основе религиозного мировоззрения (православные детские сады, школы, гимназии, лицеи, вузы, теологические отделения и кафедры теологии в светских вузах) (прот. В. Воробьев).

Изучение опыта их работы и проведенный анализ позволяют утверждать о сохранении сложившейся специфики профессионально-педагогической деятельности в рамках православной культурной традиции. Со стороны общественных требований она характеризуется нацеленностью образования на удовлетворение религиозно-нравственных потребностей личности, что, в свою очередь, влечет за собой синтез религиозных и научных знаний, христианской нравственности в содержании образования. Отбор и структурирование знаний в образовательных системах, сообразных православной педагогической культуре, носит аксиологическую направленность, отвечающую ценностям православной культуры. Образование нацелено на то, чтобы дать человеку объективную картину основных мировоззренческих концепций, касающихся смысла жизни и тех аргументов, которые обосновывают каждую из них. Обязательным считается привитие обучающимся норм нравственности, создание вокруг ребенка благоприятной духовной атмосферы. В этих образовательных учреждениях соблюдается здоровая консервативность, преемственность в отношении к педагогическому наследию, направленная на сохранение национальной идентичности. Ведущим способом создания культурных образцов общественной жизни и педагогической практики является организация образования как целенаправленного способа интериоризации ценностей православного вероучения и культуры. Приоритетной нацеленностью педагогических воздействий является религиозно-нравственное воспитание личности, сообразное традициям православной культуры в целом. Главными средствами его реализации являются участие обучающихся в богослужениях и таинствах Церкви, изучение основ православного вероучения и культуры, включение учащихся в нравственно-ориентированную деятельность, приобретающую в последнее время ярко выраженную социальную направленность.

В православную педагогическую культуру России как сферу профессиональной деятельности включены не только педагог, но и священник, их деятельность взаимосвязана, взаимодополняет друг друга. В ходе эволюции профессиональной сферы православной педагогической культуры сформировались и сохранились требования нравственного характера к личностным свойствам наставника: искренняя любовь к детям, собственное нравственное совершенствование, благожелательность и терпение, милосердие, снисходительность и смирение перед духовной стороной жизни ребенка, справедливость и добросовестность. В православно-ориентированном процессе духовно-нравственного воспитания личности функции священника и педагога-мирянина различны. Священник выступает в двух ипостасях: педагог и пастырь. Функции священника как педагога – законоучительство (передача религиозных знаний), как пастыря – духовное наставление, в котором «педагогическая часть отходит, уступая место суждению о грехах» (прот. В. Зеньковский). Роль педагога-мирянина – помощь ребенку в деле духовного возрастания. Педагог в православной педагогической культуре не претендует на духовное руководство. Вышесказанное позволяет говорить о синергии духовного и педагогического наставничества как одной из характеристик православно-ориентированной педагогической деятельности.

Одной из важнейших инвариантных характеристик православной педагогической культуры в России выступает ориентация на создание культурных образцов общественной жизни, передачу социокультурного опыта и межпоколенных отношений через деятельность православных монастырей и приходов, сохранение традиций устроения, быта и жизни православной семьи.

Православные монастыри и приходы России рассмотрены в работе как социальные институты общества, традиционные духовно-нравственные центры в жизни русского народа и государства. Анализ социально-культурного служения православных монастырей и приходов России показал, что с начала своего возникновения (X век) они были включены в учебно-воспитательную, духовно-развивающую, социально-педагогическую и культурно-просветительскую деятельность. Учебно-воспитательная деятельность реализовывалась через организацию школ, духовных семинарий и академий, воспитание паствы посредством литературного слова. Духовно-развивающая деятельность была связана с духовным окормлением мирян, личным примером духовно-нравственной жизни священнослужителей и монашествующих. Социально-педагогическая деятельность осуществлялась через организацию в стенах монастырей и храмов больниц, приютов, благотворительность для обездоленных, малоимущих, заключенных. Культурно-просветительская деятельность была связана с развитием в стенах монастырей ремесел, книгописания и книгоиздания, библиотек, иконописных школ и т. п. Особой педагогической заслугой монастырей было наглядное ознакомление русского общества с идеалами христианской жизни – воспитание в духовной общности, послушание, четкое распределение обязанностей насельников, дисциплина, единомыслие, отказ от излишних мирских благ. Важнейшими педагогическими средствами были каждодневная совместная деятельность, которая выражалась и в духовном (молитве), и в физическом труде, личный пример.

Деятельность монастырей и приходов Православной церкви в истории России оказала значительное влияние на практику устроения семьи, семейных отношений, воспитания детей. Сформировавшиеся в России за тысячелетие традиции устроения, быта и жизни православной семьи в настоящее время являются своеобразным средством воспитания, неотъемлемой частью культурных ценностей русского общества. Это освящение Церковью брака, выстраивание отношений между супругами на основе духовного единения и эмоциональной близости, любви, исключающей плотский смысл и понимаемой как сострадание и милосердие. Для православной семьи характерна иерархия отношений, предполагающая разумную дисциплину и послушание, духовная опека отцом членов семьи. Духовно-нравственное воспитание в православной семье основывается на общей религиозной жизни, выражающейся в совместной домашней и церковной молитве, совместном посте, посещении богослужений, исповеди, паломнических поездках и т. п.

Семья как институт воспитания сумела сохранить в советское время и обеспечить преемственность традиций православной педагогической культуры. Восстановление социокультурной активности и социального служения Русской православной церкви связана с принятием в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ «Основ социальной концепции Русской православной церкви» – официального документа, излагающего положения церковного учения по ряду общественно значимых проблем. Со второй половины 80-х годов ХХ века в России происходят процессы, позволяющие говорить о ренессансе православной педагогической культуры, о ее активной интеграции в жизнь российского социума. Изучение и анализ данных процессов сделали возможным выделить духовно-просветительское, социально-культурное и научно-методическое направления интеграции православной педагогической культуры в социокультурное пространство современной России. Духовно-просветительское направление связано с образовательной деятельностью Русской православной церкви: сотрудничество в разработке содержания модуля «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», участие в разработке факультативов для школьников на уровне регионов («Православная церковь на севере России», «История православной культуры земли Смоленской», «Церковная история Тамбовского края» и т. п.), встречи учащихся и родителей со священнослужителями, паломнические поездки в рамках воспитательной работы образовательных учреждений и т. п. Социально-культурное направление реализуется через совместную с государственными и частными структурами благотворительную деятельность, проведение праздников, выставок, концертов, организацию летнего отдыха детей и молодежи. Научно-методическое направление интеграции включает в себя научно-исследовательскую деятельность, организацию конференций, чтений, круглых столов по проблемам педагогики, экспериментальных площадок, подготовку преподавателей «Основ православной культуры», разработку ее учебно-методического обеспечения и т. п.

Анализ развития православной педагогической культуры в России позволил подойти к описанию ее функционального компонента. В работе выделены теоретические и практические функции православной педагогической культуры. Описание функций, представленное в диссертации, позволило констатировать, что православная педагогическая культура России, являясь не только отображением мировоззренческого и культурного состояния определенной части общества, но и действенным способом сохранения межпоколенных связей, может быть активной преобразующей силой, вносящей ценные и достойные идеи в современную педагогическую теорию и практику.

ВЫВОДЫ

  1. Объективная потребность научного осмысления феномена православной педагогической культуры в России является основанием для изучения ее методологических и концептуально-теоретических основ, выявления инвариантных и специфических характеристик.
  2. Обращение к культурологическому, системному, аксиологическому подходам позволяет указать на историко-педагогические (развитие мирового образовательного пространства в контексте культуры; возникновение и оформление различных видов педагогической культуры в связи с взаимодействием образования с различными типами культуры) и культурологические (существование религиозного типа культуры, характеризуемого наличием священной (сакральной) составляющей; порождение каждой религиозной культурой специфических образовательных традиций, передающих опыт социокультурной практики и духовной жизни) положения, определяющие методологическое обоснование православной педагогической культуры; ввести в терминологический аппарат педагогики соответствующее понятие и определить православную педагогическую культуру как часть общемировой и национальной культуры, особую сферу педагогических ценностей, включающую теоретические представления о духовно-развивающей деятельности, а также опыт религиозно-нравственного воспитания и обучения личности.
  3. Концептуально-теоретическими основами православной педагогической культуры является представление о ее структуре, включающей в себя теоретическую и профессиональную сферы, единство следующих компонентов: мировоззренческого, категориально-понятийного, функционального и организационно-педагогического.
  4. Положение об антропологической детерминированности педагогики позволяет представить в качестве мировоззренческого компонента православной педагогической культуры православную антропологию. Анализ педагогически ориентированных положений православной антропологии детерминирует интерпретацию основных педагогических категорий в контексте православной культуры, способствует установлению направленности и принципов организации педагогической деятельности, выявлению специфики православного воспитания (трехсторонний характер, другодоминантность ориентации); выделению сакрального, знаниевого и нравственно-ориентированного уровней в религиозно-нравственном воспитании личности и выявлению соответствующих каждому уровню воспитательных средств.
  5. Исследование теоретической и профессиональной сфер православной педагогической культуры в России, их инвариантных и специфических характеристик требует ретроспективного анализа исследуемого феномена, охватывающего весь период его существования в отечественном социокультурном пространстве с конца Х века по начало XXI века.
  6. Изучение литературных трудов православных авторов, содержащих педагогические идеи, позволяет прийти к выводу о том, что спецификой теоретического знания в области православной педагогической культуры является одновременное существование двух взаимодополняющих и взаимовлияющих направлений педагогической мысли – церковно-педагогического (представленного святоотеческими трудами) и научно-педагогического знания, общей теоретико-методологической основой которых выступает теологическое учение, включающее православную антропологию.
  7. Историко-педагогический анализ эволюции православно-ориентированной педагогической мысли в России показывает, что предпосылками ее институирования стало появление учительной литературы, святоотеческих трудов, сочинений русских религиозных философов, развитие педагогических идей и теорий архиеп. Евсевия (Орлинского), Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, К.П. Победоносцева, С.А. Рачинского, Н.И. Ильминского, сщмч. Фаддея (Успенского) и др., построение православно-педагогической парадигмы теории воспитания в среде русского зарубежья.
  8. Анализ развития взаимосвязи отечественной школы и Русской православной церкви, изучение этики педагогических отношений дают основание выделить следующие инвариантные характеристики православной педагогической культуры в России как сферы профессиональной деятельности: нацеленность обучения на удовлетворение религиозно-нравственных потребностей личности; синтез «веры и знания» в содержании обучения; организация воспитания и обучения как целенаправленного способа интериоризации ценностей православного вероучения и культуры; взаимосвязанность и взаимодополняемость педагогического влияния учителя и священника (духовно-педагогическое наставничество); ориентация на создание культурных образцов общественной жизни, передачу социокультурного опыта и межпоколенных отношений через учебно-воспитательную, духовно-развивающую, социально-педагогическую и культурно-просветительскую деятельность православных монастырей и приходов, сохранение традиций устроения, быта и жизни православной семьи.
  9. Исследование развития православной педагогической культуры в России в период со второй половины 80-х гг. ХХ века по настоящее время позволяет констатировать наличие широкой интеграции исследуемого феномена в отечественное социокультурное пространство, реализующейся по направлениям: духовно-просветительское, социально-культурное, научно-методическое. Итогом анализа тенденций развития православной педагогической культуры России является выявление ее функций в отечественном социокультурном пространстве: теоретических – изучение, описание и объяснение имеющегося педагогического опыта взаимодействия Церкви, семьи и образовательных учреждений; исследование, диагностика состояния и прогнозирование педагогических явлений в области православной культуры, эффективности деятельности педагога, действующего в рамках данной культуры; практических – обеспечение трансляции ценностей православного вероучения и культуры в социально-педагогическую сферу; проектирование и разработка учебно-методических материалов для педагогической деятельности в контексте православной педагогической культуры; преобразование образовательной практики путем интеграции достижений научных исследований и традиций православной педагогической культуры; оценка и коррекция практики.
  10. Обобщающим результатом историко-педагогического анализа православной педагогической культуры в России является вывод о том, что ее развитие – это непрерывный процесс создания и накопления духовно-педагогических ценностей и традиций, сохраняющих нормативное и актуальное значение вне зависимости от давности своего появления.